Послание Апостола Павла, которое мы сегодня слышали, содержит его
свидетельство о том, что учение, которое он проповедовал: что Бог
стал человеком, что умер этот Человек на кресте, что воскрес Он от
силы Божественной и новая жизнь открылась, та жизнь, о которой он
говорит: “Не я живу, а во мне живет Христос”, что это учение не от
человека он получил, а от Бога – какое это может иметь к нам
отношение? Разве не получил он все знание, которое у него было, от
людей? Он ведь не был среди учеников Христа; разве то, что он
говорит о Христе, то учение, которое он повторяет, которым он
покоряет мир, – разве не от людей он его получил?
С
одной стороны, конечно, от людей: сначала, когда он был еще врагом
Христа, дошла до Павла молва о Нем; затем был он в Иерусалиме, когда
свершилось дивное событие нашего спасения; он видел, он слышал, и
однако все это его не убедило, все это оказалось как будто напрасным
и только возбудило в нем желание стоять за то, что он считал верой
отцов, истиной, открытой свидетельством Самого Бога Живого. И вот,
поскольку всей душой, всей силой, всем убеждением своей души, ради
Бога и Его чести, ради Бога и Его славы, он готов был вынести все,
понести любой труд, – открылся ему Господь на пути в Дамаск,
открылся страшным образом.
Павел
шел истреблять христиан, и вдруг перед ним предстал Сам Христос; не
такой, каким мы Его видим в Евангелии, не кроткий, не тихий, а
сияющий грозной, страшной славой; и не тем сиянием Преображения,
которое осияло радостью учеников и заставило Петра говорить:
Господи, нам здесь хорошо! – а другим сиянием, которым сияет Бог,
когда человек перед Ним встанет как враг: сиянием грозной славы. И в
этом сиянии Павел увидел воскресшего Господа и познал, что Тот, Кто
еще так недавно был распят в Иерусалиме, – действительно воскрес, а
значит, Он действительно Тот, Кем Себя возглашал, Кого знали Его
ученики, и Кого изо дня в день открывали люди.
Но
Павел ослеп: это сияние закрыло ему видение всего земного, и
запечатлелся у него в памяти только этот страшный блеск, это
присутствие Господа. В течение долгих дней и ночей он не видел
ничего, кроме своего видения, не переживал ничего, кроме страшного
переворота для него всех ценностей, всей правды, всей истины, всех
убеждений, всех верований и всех путей его.
И
Господь послал человека, который Его именем вернул Павлу видение
окружающего мира, дал видеть то, что вокруг. И до конца пережив то,
что было внутри, в глубинах, в тайне этого опыта и встречи, он не
вернулся ни к кому из Апостолов просить рассказать ему что-то о
Христе; он вышел говорить о том, что ему было явлено, что он
знает и о чем может говорить достоверно.
В
этом тайна силы жизни не только Павла, но и других Апостолов и тех,
которые от них познали веру, но познали ее глубиной души, пережив
уже не как рассказ, а как опыт. В этом сила слова всякого
христианина, говорящего о своем Господе, о своем Боге, своей вере:
если мы только повторяем то, о чем мы наслышались, – это бессильно;
но если мы говорим о том, что родилось опытом в нашей душе, к чему
привело нас свидетельство других, но стало глубже чужого
свидетельства, обратившись в живой опыт души, – тогда действительно
наше слово – как огонь, наше слово – сила и свет.
И вот
чего мы должны искать: не убедительного слова, а опыта, из которого
рождается слово со властью, слово горящее, слово, бьющее ключом
живой воды.
Вот
почему в нынешнем мире недостаточно, чтобы мы понаслышке говорили о
вере и о Боге; недостаточно, чтобы мы жили той обстановкой, которую
создали отцы; недостаточно, чтобы мы так веровали, так действовали,
как другие, по рассказам, веровали и действовали. Мы должны
дознаться опытом ума, опытом сердца, опытом духа, опытом всего
естества нашего, включая и тело наше, должны дознаться этой
проповеди, этой реальности, этого опыта, а для этого жить тем, что
Господь зовет Евангелием; потому что это Евангелие как школа, как
русло реки, полное той воды, которая представляет нашу жизнь, – и
только тогда познаем мы опытом и будем знать не от людей, а от Бога,
и принесем свидетельство наше людям, принесем Божий глас, Божие
свидетельство и сияние Его славы. Аминь.
|