Древняя Церковь совершала Божественную литургию на гробницах
мучеников, в тайных местах, где первые христиане хоронили тех,
которые так сумели возлюбить Бога, так были Ему преданы, что не
только душой, но костьми легли и кровью истекли ради веры в Бога и
веры в человека; в наше время мы совершаем Божественную литургию на
престолах, куда вложена частица их мощей. И сегодня Церковь
празднует день святого Власия Севастийского, которого мы поминаем за
каждой службой, прося его молитвы, потому что частица его
многострадального, Богом подаренного и людям отданного тела
находится в священном антиминсе – том плате, на котором мы совершаем
Божественные Тайны.
Мы
дивимся святым, изумляемся им, хвалим их церковно, молимся им частно
и соборно; но этого мало! Святой Иоанн Златоустый сказал, что
подлинное почитание святого – это уподобление ему, следование его
примеру. Святой Власий Севастийский дорог Церкви тем, что он, в IV
веке, когда мало еще кто дерзал быть Христовым учеником, стал
таковым. Он исповедовал православную веру, за нее он был гоним, за
свою верность Богу и вере он пострадал мученической смертью.
И
одна из черт его личности, которая в течение всей его жизни делала
его близким и дорогим окружающему его народу, была его способность,
что бы с ним ни происходило, каковы бы ни были обстоятельства его
жизни, забыть о себе до конца, совершенно, и вспомнить только о
нужде тех, которые вокруг него находились. Нам рассказывается о том,
что его милосердие распространялось не только на людей, но на всю
Божию тварь, которую он любил ласковой, действительно Богоподобной
любовью, и когда его вели на мучения, то на пути встретилась хромая
собака, и, забыв, что он идет на смерть, он остановился, ее
благословил, и она ушла цела...
Его
любовь действительно была той любовью, которую нам заповедал Господь
– любовью к родным, дорогим людям, к своим и к дальним, которые Богу
близки и поэтому нам родные, кровно свои; любовью ко всему тому, что
сотворил Господь Своей державой и Своей любовью.
Мы
можем научиться от него отдавать себя щедро, самозабвенно Богу и
людям; мы можем от него научиться, что за чистоту нашей православной
веры можно жить крестной жизнью и умирать смертью мученика. Мы можем
научиться от него, что любить Бога – это значит ценой своей жизни, а
порой своей смерти, изливать Божию любовь на всех тех, которых
создал, восхотел и возлюбил Господь... Научимся от него жить и, если
нужно, умирать, и будем оглядываться вокруг себя на тех людей среди
нас, близких и дальних, которые умеют жить так, как нам заповедал
Христос и как жили святые, и умирать, как они, забыв все, кроме
Божией правды, кроме своей веры, кроме своей любви к Богу и людям. И
почитая их, изумляясь им, постараемся быть подобными им –
великодушными, смелыми, Божиими. Аминь.
|